Воскресенский храм с. Ильинский Погост

Воскресенский храм с. Ильинский Погост

Воскресенский храм с. Ильинский Погост

Храм Воскресения Христова с.Ильинский Погост

Престольный праздник — Воскресения Христова

Настоятель иерей, Рыжаков Антон Николаевич, 1982
Клирик храма, иерей Иоанн Афанасьев, 1982

Контакты:

LikHram@yandex.ru

Тел. 8-963-770-00-64, 8-4964-14-13-30(благочиние)

Адрес: 142651, РФ Московская область Орехово-Зуевский г.о., с. Ильинский Погост, ул. Московская, д.28

История:
В писцовых книгах за 1631—1633 гг. упоминается деревянная Ильинская церковь с приделом во имя святителя Николая Чудотворца. Именно в честь нее погост Гуслицы стал называться Ильинским. В 1676 г. построили еще один храм — в честь Казанской иконы Божией Матери, который сгорел в 1736 г.

В источниках за 1710 г. сообщается о деревянном пятиглавом храме во имя пророка Илии с рубленой восьмигранной шатровой колокольней. Там же упоминается и деревянный одноглавый храм во имя святителя Николая.

В 1730 г. был построен новый деревянный храм, взамен старого.

22 мая 1816 г. начался «великий гуслицкий пожар», после которого уцелел только один Ильинский храм. В 1831 г. на доброхотные пожертвования был возведен каменный летний пятиглавый храм в честь Воскресения Христова. В 1840 г. закончены приделы во имя святителя Николая Чудотворца и пророка Божия Илии в трапезной, зимней части храма. Храм мог вместить 2000 человек. Его освятил святитель Филарет, митрополит Московский. В 1849 г. построили колокольню высотой свыше 70 метров.

В 1928 г. на пожертвования прихожан отреставрировали наружную живопись.

В 1937 г. храм, после нескольких попыток, окончательно закрыли. С 1940 по 1953 гг. в нем располагалась швейная мастерская, затем — ссыпной пункт колхоза, с 1961 по 1990 гг. — тарный цех. Во время Великой Отечественной войны колокольня использовалась как наблюдательный пункт. 25 марта 1990 г. храм был передан общине, началось его восстановление. Первая Божественная литургия совершена 22 мая 1990 г., на престольный праздник храма.

ЛЕТОПИСЬ ВОСКРЕСЕНСКОГО ХРАМА

Село Ильинский Погост – центр древней дворцовой Гуслицкой волости на р. Гуслица. Волость известна с 1-й трети XIV в. Великий князь Московский Иван Калита завещал её княгине “с меньшими детьми”. В конце XIV в. великий князь Дмитрий Донской завещал Гуслицу сыну Петру.
В 1628 г. в Ильинском Погосте стояло две деревянных церкви, построенных “клетски” – Пророка Илии и Святителя Николая. О первой из них говорит описание 1631 г.: “Церковь небольшая – деисус 7 образов (т.е. ряд икон во всю ширину храма был не более 10 м). Венцы на иконах серебряные позолоченные. Церковь небогата убранством. Крест деревянный, сосуды оловянные. В церкви книги: Апостол, Минея общая, Триодь цветная, Шестоднев, Потребник, Служебник, Псалтырь, Часослов”.
В 1677 г. при священниках Григории и Иване построена деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери.
В дозорной книге Патриаршего казённого приказа 1680 г. записано: «В Гуслицкой же волости погост на речке Околице. На погосте церковь во имя Илии пророка, да в приделе Николая Чудотворца. Да на том же погосте другая церковь во имя Пресвятыя Богородицы Казанския. У церкви во дворе поп Афонасей Григорьев; во дворе поп Михаиле Ассонов; во дворе дьячок Сергушка Григорьев; во дворе пономарь Петрушка Иванов; во дворе просворница Марья Андреива дочь. И попы Афонасей и Михаиле сказали: церковь Илии Пророка построена изстара и данью обложена, а другая де церковь постоена вновь во 185-году (1677), церковною де пашнею и сенными покосами к церкви Илии Пророка они владеют…»
С 1701 г. в церквях Ильинского Погоста служили священники: Алексей Деев (по 1710 г.), Иван Петров (по 1726 г.), Афанасий Пименов (по 1742 г.)
Гуслица – центр крестьянской письменности. Почти все здесь были грамотными. Но грамотность их была особая. Многие, хорошо разбирая церковную печать, плохо читали гражданский шрифт. Рукописные книги гуслицкого письма и орнамента, который оформился в последней четверти XVIII в., особенно “певческие” – так называемых крюковых нот, – расходились по всей стране.
Во время великого Гуслицкого пожара в 22 мая 1816 г. сгорело село и церковь Илии Пророка, небольшая зимняя церковь Святителя Николая уцелела. У жителей возникла мысль построить каменный храм. В 1816 г. Митрополит Московский Серафим (Глаголевский) дал благословение и сам присутствовал при закладке Воскресенского храма в 1822 г. Строительство главного храма – пятиглавого, с 14-метровой ротондой в центре, завершено в 1831 г. Храм мог вместить 2000 человек.
Церковь стоит на восточном конце села, на небольшом возвышении. Церковь выстроена в стиле ампир, кирпичная, оштукатуренная, на белокаменном цоколе. Симметричная продольно-осевая композиция объединяет кубический объем храма с полукруглой апсидой, протяженную трапезную под двускатной кровлей и четырёхъярусную колокольню. Колокольня является вертикальной доминантой композиции; ее массивный кубический нижний объем с полуярусом несет три яруса звонов, верхний из которых – цилиндрический. Четверик храма несет большую световую ротонду с восьмью арочными окнами и четырьмя глухими барабанами восточных и западных глав. Барабан на куполе ротонды окружен трехчетвертными белокаменными тосканскими колонками. На фасадах четверика доминируют массивные четырехколонные тосканские портики «в антах». Угловые пилоны и колонны – белокаменные.
После окончания внутренней отделки храм был освящён 22 сентября 1840 г. святителем Филаретом, Митрополитом Московским.
С 1840 г. в официальных документах бывшее с. Гуслицы стало именоваться с. Ильинский Погост.
Церковь построена суммой, собираемой с базарной церковной земли, и тщанием прихожан. В 1816 г., по благословению архиепископа Московского Августина, причт церковный открыл на церковной земле еженедельный воскресный базар, который давал дохода до 5000 рублей, а позднее и до 14 000 в год. Главным товаром был хлеб, привозимый из южных губерний. В Гуслице своего хлеба не хватало. Справочная книжка по Московской губернии в конце XIX в. сообщала о здешних местах: «Хлебопашеством жители занимаются не охотно, так как плохое качество земли не дает должного вознаграждения. Кроме деревянной часовни в сельце Ащерине, выстроенной неизвестно когда и кем; Ильинской церкви принадлежали 35 деревянных лавок, в которых производилась торговля разными товарами; а также таможня и весы церковные, стоявшие среди базара. Эти здания и базар, бывающий по воскресным и праздничным дням, ежегодно отдавались на откуп по условию, так с марта 1848 г. по март 1849 г. они отданы содержателям за 2530 руб. серебром. Из собираемой за базар суммы по резолюции Преосвященнейшего Августина и по Указу Московской Духовной консистории в 1816 г. третью часть дозволено получать священноцерковнослужителям за уступленную под базар пахотную землю. На церковной земле имелась мельница деревянная, выстроенная священнослужителями, от которой они имели ежегодно по условию 300 руб. В аренду сдавался также кожевенный завод.
Церковь была построена каменная, крепкая, но колокольни при ней тогда ещё не было. Престолов в каменной церкви было три: в холодном – во имя Воскресения Христова, в теплых приделах один – во имя Святого Пророка Илии, другой – во имя Святителя и Чудотворца Николая, освящен в 1833 г. Кроме каменной, на Ильинском Погосте в то время стояла и другая церковь Святого Пророка Божия Илии, деревянная, с такой же колокольней, построена неизвестно когда и кем, крепка».
До построения каменной при церкви была деревянная колокольня. В 1857 г. закончена каменная колокольня высотой около 70 метров. Строил её «Владимирской губернии и уезда Ведомства Государственных имуществ Богословской волости села Спасского крестьянин Владимир Григорьевич Рамазанов». Он подрядился за 6300 рублей серебром, «по плану и фасаду, выданному от IV округа Путей Сообщения 31 августа 1847 г.» построить при церкви каменную колокольню. Рамазанов подрядился по условию: «1. Вырыть землю под фундамент… 2. Бутить фундамент белым бутом… 3. Цоколь и ступени сделать из белого камня: 4. Стены класть по верному ватерпасу, а углы по отвесным доскам из красного кирпича. 5. Колонны на обеих 1-м и 2-м ярусах колокольни сделать из красного кирпича. 6. Карнизы на всех 4-х этажах, базы под колонны и прокладку оных сделать из белого камня. 7. Во всех этажах класть железные связи и скобы, сколько оных надобно для прочности колокольни. 8. Связи и скобы делать церкви на свой счет. 9. Песок на место работы возить мне Рамазанову на свой счет. 10. Для провода воды из речки от церкви должен быть представлен лесной материал, а делать водопровод на свой мне Рамазанову счет. 11. Для устроения подмостий при колокольне какой материал потребуется, должен быть предоставлен от церкви. 12. Устроить кружала для арок, лестницу на колокольню, брусья для повешения колоколов, соделать главу и крест на колокольню …из предоставленного от церкви материала. 13. Решетки в арки должны быть предоставлены от церкви. 14. Всю вышеозначенную работу производить исправно и сообразно с выданным планом, ни в чем не отступая от оного, в случае отступления от плана и могущего от сего произойти падения колокольни, ответствовать мне, Рамазанову и выстроить колокольню на свой счет. 15. Кладку колокольни окончить в три года. 16. Деньги мне Рамазанову за кладку колокольни получать в разное время с распискою по следующему количеству: а) по выбучении под всем основанием колокольни 900 рублей серебром. б) по отделке цоколя и ступеней – 550 руб. в) по складке 1-го яруса – 750 рублей, г) по складке 2-го яруса 1100 рублей, д) по складке 3-го яруса – 800 рублей серебром е) по складке 4-го яруса тысячу рублей серебром. ж) Остальные же тысячу два ста рублей серебром по окончании всей подрядной работы и по освидетельствовании окончании оной г. Архитектором. 17. Инструмент какой будет нужен при кладке колокольни: как-то: ушаты, шайки, ломы, топоры и тому подобное купить мне Рамазанову на свой счет. 18. Тесовый балаган для помещения рабочего народа должен быть выстроен на церковную сумму. 19. Рабочих людей для кладки колокольни и десятского для распоряжения ими поставить хорошо знающих свое дело, беспаспортных рабочих людей не держать, ссор и буйств не чинить, а если окажется что противное, ответствовать мне Рамазанову, не доводя Священно-Церковнослужителей и Старосту Церковного ни до каких хлопот и суда. 20. Мне Рамазанову при начале подрядной работы внести в церковь залогу 300 рублей серебром. Которые обратно получить по окончании всей работы…Копию сего условия и всё по оному хранить свято и нерушимо».
Строительство не обошлось без конфликта. В Богородском духовном правлении 24 октября 1861 г. было начато «Дело о вознаграждении крестьянина Рамазанова за понесенные им убытки при постройке в с. Гуслицах колокольни».
В 1850-х гг. была построена и каменная церковная ограда с вратами и башенками на западную, южную и северную стороны.
Причта при храме Ильинского Погоста издавна положено: три священника, два диакона, шесть церковнослужителей. В 1848 году при храме служили три священника: Иоанн Иоанович Смирнов (46 лет, сын священника, родился в московской губернии), второй священник Яков Калединский (42 года, сын священника, родился в Московской губернии), третий священник Павел Сергеевич Архангельский (27 лет, сын дьячка, родился в Московской губернии).
Ильинский Погост был центром округи, представление об этом дает описание одной из Московских газет в 1883 г.: «Ильинский Погост является центральным селением, куда стекается и по делу, и без дела все население Гуслиц, особенно в базарные воскресные дни. Когда-то здесь торчали только одни поповские усадьбы и ветхие, убогие домики местных приходских причетников. Теперь, сравнительно с прошлым, Ильинский Погост совсем неузнаваем. Постройки носят отпечаток городской архитектуры; в местечке насчитывается до трёхсот торговых помещений со всевозможными товарами, и, вдобавок, как необходимая принадлежность всякого бойкого торгового пункта, имеется не менее десятка довольно обширных трактиров, не считая уже других распивочных заведений. Наибольшей известностью пользуется гостиница Петрышова. В громадный Петрышовский трактир (в советское время – клуб) в праздничные дни набивается до трёх-четырёх тысяч гуслицкой демократии; тут просто идет дым коромыслом. Гостиница Михалёва служит местом собрания степенных гуслицких коммерсантов, заглядывающих в Ильинское по делам…»
В Ильинском Погосте была земская больница, деревянный корпус которой построен в конце XIX в., каменный – в начале XX, на улицах много каменных домов.
Среди прочих домов выделялась, построенная во второй половине XIX в., усадьба лесничего Ушакова — двухэтажный полукаменный главный дом с деревянным флигелем.
В советское время Ильинская школа помещалась в старинном двухэтажном доме, он принадлежал Петрышевым. В недавнее время верхний деревянный этаж дома сгорел, нижний, каменный, продан и перестраивается.
О былой шумной жизни напоминает лишь название улицы – Базарная, тянущейся вдоль северной стороны храма.
На месте сквера в старые времена было кладбище. В Центральном историческом архиве Москвы сохранился чертеж уничтоженной ограды кладбища в с. Ильинский Погост.
В 1884 г. дал трещину большой колокол на колокольне Воскресенского храма, его перелили, увеличив вес почти в два раза. За 10 верст вышли гусляки встречать новый колокол и везли до самого храма 478-пудовый колокол на себе.
В 1888 г. при Воскресенском храме начинаются собеседования со старообрядцами. Они проходили в здании храма или в церковноприходской школе и не всегда кончались мирно. Нередко в собеседованиях принимал участие слепец-миссионер Алексей Шамин. В 1892 г. собеседования со старообрядцами проводил диакон Воскресенской церкви Николай Троицкий.
В 1890 г. горели леса и торфяники, мгла покрыла село так, что даже не видно было солнца.
При храме были богадельня и церковноприходская школа. При Воскресенской церкви с. Гуслица (Ильинский погост) церковноприходская школа была открыта в 1886 г. священником С. Ансеровым по инициативе архимандрита Павла Прусского и профессора Н.И.Субботина. Школа помещалась в каменном церковном здании. На содержание школы храм жертвовал ежегодно 300 рублей. К 1 января 1909 г. в школе обучалось 126 детей. В 1909 г. заведующим школой был священник А.И. Глаголевский.
С образованием особого Гуслицкого отделения начало расти число школ (Новинская, Авсюнинская, Костинская, Мисцевская, Стененская, Беливская, Давыдовская и д.р.). Всего на 1909 год было 16 одноклассных школ и 11 школ грамоты.
В 1913 году А. Глаголевский принимал в Ильинском Погосте Митрополита Московского Макария (Невского).
В 1915 году о. Александр участвовал в отпевании Алексея Васильевича Смирнова, владельца Ликинской мануфактуры, внесшего большой вклад в преодоление раскола и строительство с содержанием церковных школ.
В 1918 году по решению районной ЧК о. Александр Глаголевский был арестован и расстрелян. Настоятелем храма назначен о.Петр Воскресенский (умер в 1935 году от инфаркта).
В 1928 г. храм реставрируют на средства общины верующих. С 1933 по 1936 г. в нём служил диаконом о. Василий Горбачёв. История его жизни обычна для периода гонений на духовенство в 1920–1930-х гг. 15 февраля 1937 г. он был арестован по обвинению в агитации против советской власти, совершённой на месте прежнего служения. Вся “агитация” состояла в том, что в с. Парфентьево, когда прихожане обратились к о. Василию за советом, как сохранить храм, он посоветовал направить прошение с подписями верующих в местную администрацию. За этот совет 26 февраля 1938 г. о. Василий был расстрелян, о чём сообщили родственникам только в 1989 г.
1 августа 1938 г. Мособлисполком принял решение о закрытии Воскресенского храма в с. Ильинский Погост. В решении говорится об устройстве в здании храма школы, но на самом деле сначала в нём устроили колхозный ссыпной пункт, потом тарный цех. В 1938 г. с колокольни был сброшен огромный колокол, звон которого слышали кругом на много километров. Иконами топили печи в больнице. К концу 20 в. «заботами» местной власти здание храма пришло в полный упадок, в аварийное состояние. Разрушены малые западные главы, завершение и покрытие куполов храма и колокольни, частично утрачена кровля. кладка стен выветрена, покрыта грибком, имеются расслоение и выпадание кирпича и белого камня. Общее состояние внешних архитектурно-конструктивных элементов неудовлетворительное, местами аварийное. Кровля прогнила. Декоративные элементы, живопись, литой чугунный пол, внутреннее убранство уничтожены.
В феврале 1989 года Министерством Культуры СССР составлен паспорт научного учета храма и церковно-приходской школы.
В 1991 году храм передан общине верующих, которую возглавил священник Николай Лопухович.
18 октября 1999 года Министерством Юстиции РФ проведена государственная регистрация религиозной организации «Местная православная религиозная организация прихода церкви Воскресения с. Ильинский Погост».
30 августа 2002 года заключен договор о передаче в безвозмездное пользование общине Воскресенской церкви церковного комплекса — объекта культурного наследия.
18 апреля 2005 года на восстановленную колокольню Воскресенского храма был поднят купол с крестом.
24 ноября 2014 года на объект культурного наследия составлено охранное обязательство.
27 сентября 2017 года проведено обследование строительных конструкций здания храма, по результатам которого получено «техническое заключение» и проект первостепенных ремонтно-восстановительных работ.
12 апреля 2018 года заключен договор на выполнение этих работ с ООО «СтройцентрСокольники», разработан график и сроки их выполнения по первому объекту – колокольня Воскресенского храма. Работы выполняются на собранные средства приходов Павлово-Посадского и Ликино-Дулевского благочиний, а также жертвователей.
К 2020 году выполнены ремонтно-восстановительные и реставрационные работы кладки и белого камня, архитектурных деталей, штукатурка колокольни, а также окраска всего фасада, покрытие металлом карнизов и выступающих деталей, укрепление и облицовка фундамента – первого этапа данных работ.
25 мая 2022 г. администрация Орехово-Зуевского г.о. Постановлением №1950 присвоело зданию Воскресенского храма с кадастровым №50:24:0000000:6788 адрес: РФ, Московская область, Орехово-Зуевский городской округ, с. Ильинский Погост, ул. Московская, д. 28.
2 августа 2022 г. епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай совершил Божественную литургию в Воскресенском храме села Ильинский Погост Ликино-Дулевского благочиния.
Его Преосвященству сослужили благочинный церквей Орехово-Зуевского округа протоиерей Андрей Коробков, благочинный церквей Ликино-Дулёвского округа священник Антоний Рыжаков, настоятель храма протоиерей Николай Лопухович и духовенство Балашихинской епархии.
По окончании мероприятий Владыка осмотрел ход восстановления храма, которое осуществляется совместными усилиями приходов Ликино-Дулевского и Павлово-Посадского благочиний.
Затем Владыка Николай посетил производственно-интеграционные мастерские «Империя ремёсел» Орехово-Зуевского комплексного центра социального обслуживания населения, где осмотрел производства и творческие мастерские.

Богослужения проводятся регулярно в трапезной части храма.

Источники информации:
1. Архивные материалы ЦИАМ.
2. О. Пэнэжко, «Храмы Орехово-Зуевского района» 1 и 2 части. 2007 г.
3. Паспорт научного учета объекта культурного наследия.
4. Архивные материалы Московской епархии.

Составил Шалманов Е.А.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *